На главную


ОТЧЕТ

о горном походе н/к с элем. 2 к.с.

по Северному Приэльбрусью,

совершенном 2 - 10 мая 2009 г.

Нитка маршрута:


Ур. Джилысу - Сев. Приют - радиально ур. Скалы Ленца (1Б, 4800 м) -
радиально склон Эльбруса до 5300 м (1Б) - ур. Джилысу -
радиально пер. Нартджол (1А, 3405 м) - ур. Джилысу

Маршрутная книжка 11/3-101

Руководитель
Голубев Михаил Владимирович
mg5642|sbk|mail|tchk|ru
caucatalog.ru

Москва 2009

Содержание

  • 1. Общие данные о походе

    • 1.1. Заявленный и пройденный маршруты, отличия
    • 1.2. Обзорная карта маршрута
    • 1.3. График маршрута
    • 1.4. Итоги пройденного маршрута
    • 1.5. Состав группы

  • 2. Организация похода

    • 2.1. Общая идея
    • 2.2. Транспортная характеристика района
    • 2.3. Заезд и выезд с маршрута

  • 3. Техническое описание пройденных препятствий


1. Общие данные о походе

1.1. Заявленный и пройденный маршруты, отличия

Заявленный маршрут:

Ур. Джилысу - Сев. Приют - г. Эльбрус Вост. радиально (2А, 5621 м) - ур. Джилысу - г. Ташлысырт радиально (1Б, 3465 м) - пер. Балкбаши радиально (1Б, 3691 м) - ур. Джилысу.

Пройденный маршрут:

Ур. Джилысу - Сев. Приют - радиально ур. Скалы Ленца (1Б, 4800 м) - радиально склон Эльбруса до 5300 м (1Б) - ур. Джилысу - радиально пер. Нартджол (1А, 3405 м) - ур. Джилысу.

Отличия от заявленного маршрута:
  • На Эльбрусе поднялись только до 5300 м;
  • В хребте Ташлысырт поднялись на пер. Нартджол и не пошли далее к вершине Ташлысырт;
  • Не успели сходить на пер. Балкбаши.

1.2. Обзорная карта маршрута


Обзорная схема пройденного маршрута на снимке из космоса
Обзорная схема пройденного маршрута на снимке из космоса

1.3. График маршрута

Номер
дня
Дата Погода Пройденный путь км +dh -dh
102.05.2009Утром ясно, вечером облачноКисловодск - р-н г. Тузлук (на машине) - ур. Сурх8,9400400
203.05.2009Утром пасмурно, вечером облачноУр. Сурх - Сев. Приют (заброска) - ур. Сурх1712501250
304.05.2009Утром ясно, вечером облачноУр. Сурх - Сев. Приют8,512500
405.05.2009Метель, ветер 25 м/с, нулевая видимостьОтсидка000
506.05.2009Утром туман, видимость 300 м, температура около 0 на 4500, снег, без ветраСев. Приют - скалы Ленца (4800 м) (установка палатки)410201020
607.05.2009Утром ясно, с 10 утра на Эльбрусе "перо", вечером пасмурноСев. Приют - скалы Ленца (5300 м) - Сев. Приют5,515201520
708.05.2009Утром ясно, днем переменная облачностьСев. Приют - ур. Джилысу1101430
809.05.2009Утром ясно, днем переменная облачность, сильный ветерУр. Джилысу - пер. Нартджол радиально (1А, 3405 м)11,511001100
910.05.2009Утром ясно, днем туман, снег, дождьУр. Джилысу - каньон Малки - р-н г. Тузлук - Кисловдск (на машине)9400400


1.4. Итоги пройденного маршрута

  • Длительность - 8,5 дней
  • Суммарный километраж (с коэфф. 1,2) - 75,4 км
  • Суммарный набор высоты - ~7 км
  • Суммарный сброс высоты - ~7 км

1.5. Состав группы


Состав группы
Состав группы

На снимке - слева направо:


ФИО Год рождения Туристская подготовка Высотный опыт Обязанности в группе
1 Суслов
Станислав
Олегович
1988 1ГУ, 1 с элем. 2 ГУ - зима,
н/к с элем. 3ГУ - май
5621 - май Эколог
2 Быстрова
Эмма
Геннадьевна
1989 н/к с элем. 2ГУ,
3 альп. разряд
5642
3 Хоркин
Евгений
Евгеньевич
1983 3ГУ 3800 Отв. за GPS
4 Тихомирова
Анна
Андреевна
1984 3ГУ, 3ГР 5300 Отв. за GPS
5 Звягинцев
Сергей
Иванович
1964 2ГУ-межсезонье, 2ГР 5642
6 Савостин
Илья
Юрьевич
1980 3ГУ 5300-май
7 Татаринова
Евгения
Олеговна
1982 3ГУ 5489 Медик
8 Фролов
Андрей
Юрьевич
1984 4ГУ 5642 Отв. за GPS
9 Голубев
Михаил
Владимирович
1982 4ГУ, 4ГР, 2ГР-зима 5621 - май Руководитель
10 Устинова
Татьяна
Михайловна
1984 1ГУ 3500
11 Абросимова
Екатерина
Алексеевна
1983 3ГУ 5642 - зима Завхоз

2. Организация похода

2.1. Общая идея

Задачами похода было восхождение на Эльбрус с севера, прогулка на хребет Ташлысырт (по возможности на саму вершину Ташлысырт), на перевал Балкбаши.

2.2. Транспортная характеристика района

Заезд в район возможен по двум дорогам:
1. Из Кисловодска через турбазу "Долина Нарзанов". Дорога длинная (километров 60), сложная (проезжают только машины типа УАЗ, ГАЗ-66). В мае выше горы Тузлук дорога заснежена и непроезжаема.
2. Из Тырныауза через пер. Джаурген, Шаукол и Бересун. В мае дорога непроходима, зато летом судя по всему, она лучше Кисловодской - короче, шире и проще. Визуальное частичное ее наблюдение в январе 2007 г. показало, что проехать могут даже легковые автомобили типа ВАЗ.
3. Пешком за 3 дня можно дойти из Верхнего Баксана через перевалы Кыртыкауш и С.Каракайский, или по той же дороге из Тырныауза.

2.3. Заезд и выезд с маршрута

До Пятигорска мы добирались поездом 003/004 из Москвы. Билет "туда" в плацкартный вагон стоил 2600 руб., а "обртано" всего 1100 руб. Видимо, какие-то "гибкие" тарифы РЖД.
Транспорт до Джилысу и обратно нам организовал Николай Олейников (info@severelbrus.ru, severelbrus.ru, +7-928-310-24-03).
Стоимость ГАЗ-66 от Кисловодска до Джилысу - 10000 руб., УАЗа-"буханки" - 5000 руб. (всё в одну сторону).
Николаю же принадлежит хижина (и несколько других пригодных для ночевки построек) на северном склоне Эльбруса, где мы планировали ночевать перед восхождением и в ожидании погоды.
Стоимость ночевки в одном из помещений в районе хижины - от 300 до 500 руб. чел./день, в зависимости от выбранного помещения, использования газа и кухни.

3. Техническое описание пройденных препятствий

1 мая

Первая часть группы прибывает в Пятигорск в 9:38. Оставили рюкзаки в доме Николая Олейникова в Пятигорске и совершили экскурсии по Кисловодску и Пятигорску в ожидании второй части группы, приезжавшей на день позже.

2 мая

Первая часть группы рано утром на УАЗе-"буханке" отправляется с Николаем в Джилысу, чтобы, если понадобится, починить размытые участки дороги. Вторая часть группы прибывает к 10.40 в Кисловодск и на ГАЗ-66 догоняет первую часть группы. Встречаемся в 14.30 в районе горы Тузлук - выше машины проехать не могут, всё заснежено.
Пообедав, собираемся и в 15.30 выходим по направлению к Джилысу. Идем по бровке дороги до водораздела долин Артыкчат и Малки. Далее дорога серпантином спускается в каньон Малки, из которого поднимается на ее правый берег и выводит к Джилысу. По рекомендации Николая Олейникова, не идем по дороге, а сворачиваем вправо на тропу (сначала не заметную), которая траверсом склона массива Сирх выводит без существенного набора и сброса высоты к поляне Емануеля и далее к "нижнему Аэродрому", или урочищу Сурх по новой карте В.Ляпина. Постройки Джилысу, водопад Султан и т.д., таким образом, остаются в стороне слева по ходу и внизу. Путь запнял 4,5 часа с учетом коротких привалов.
В начале тропы (в мае) - снежные и просто болота (ФОТО 01), идеальная обувь - резиновые сапоги. Нам приходится идти в пластиковых ботинках, что жарко и неудобно, а не в кроссовках, как наивно мечтали.
Надо отметить, что эта тропа идет ниже хорошо видимой старой дороги на склонах горы Сирх. В мае эта дорога труднопроходима, заснежена, и удобнее идти по тропе ниже.


Фото 01. Начало тропы, сокращающей путь в Джилысу

Лагерь ставим недалеко от слияния Кызылкола (Малки) и потока с ледника Карачаул (поток безымянный, будем далее называть его Карачаулсу). Высота откол 2530 м. Рядом источник нарзана, кош (но у самой реки травянистые площадки чистые).

3 мая

По рекомендации Николая Олейникова откладываем акклиматизационный выход на хребет Ташлысырт до 3400 м до после Эльбруса, а вместо этого делаем заброску части вещей на хижину. Собираем часть продуктов, специальное снаряжение, пуховки и т.д. в рюкзаки и поднимаем все это на хижину, после чего возвращаемся в лагерь. На следующий день рюкзаки уже будут вдвое, а то и еще легче, плюс появится акклиматизация к высоте 3800.

Описание подъема к хижине Олейникова


Кызылкол переходим вброд по камням. От слияния Кызылкола и Карачаулсу, пройдя кош, выходим на старую дорогу, поднимающуюся на плато Ирахиксырт (ФОТО 02). Слева по ходу остается нижний "Аэродром" - большое абсолютно ровное травянистое поле, в северной части которого расположен сезонный пост МЧС и "серебряный источник" (в мае под снегом).
После первого поворота серпантина дороги сворачиваем на тропу влево по ходу. Она обходит сбросы и выводит на небольшую полянку у русла Карачаулсу. По наледи переходим реку на правый берег и по широкому некрутому длинному желобу-балке поднимаемся к началу верхнего "Аэродрома" (2900 м). Набор высоты около 200 м, преимущетвенно по снегу (наст держал).
Пересекаем плато Аэродрома на север (снег держит). Далее забираемся по 300-400 метровому снежному склону крутизной 25-30 град. на водораздельный гребень (ФОТО 03). Он выражен первые 100-200 м, далее становится широким осыпным, платообразным. Местами склон снежный, местами осыпной (снег сдут, тогда видна тропа). Обойдя небольшие скальные выходы слева по ходу, поднимаемся к отметке 3468 м, за которой очередное широкое плато, на этот раз уже не травянистое, а снежно-осыпное. Сам холмик 3468 надо обойти слева по ходу траверсом пологого снежно-осыпного склона, чтобы не набирать лишнюю высоту. Пересекаем плато в направлении левобережной морены ледника Уллукол. По гребню морены, справа по ходу от характерного высокого скального останца (ФОТО 04), выходим к снежному склону 300 м, до 30 град. В верхней части склон круче, выходим на скально-осыпно склон направо и по нему выходим к хижине.



Фото 02. Начало подъема к хижине


Фото 03. Участок подъема к хижине


Фото 04. Верхняя часть подъема к хижине


Подъем с рюкзаками 15-20 кг занял у нас 9 переходов по 25-35 минут, с 8 утра до 15 часов. Спуск налегке занял 2,5-3 часа с короткими привалами.

4 мая

По пройденному 3 мая пути поднимаем оставшиеся вещи на хижину. Палатки оставляеем на посту МЧС.

5 мая

Утром в 3-4 часа погода резко портится, и мы, готовые уже к выходу в радиалку на 5000 м, остаемся на хижине. Ветер сбивает с ног, сильнейшая пурга, видимость нулевая. Успокаивается к вечеру. На закате облака раздувает, мороз усиливается.

6 мая

Выходим в 5 утра. Туман, ветра нет, идем по GPS. Задача установить палатку на скалах Ленца на высоте около 5000 м, оставив там горелку, газ, канчик, коврик - для экстренной ситуации на спуске с Эльбруса. Маршрут подъема на Эльбрус Вост. от хижины Олейникова будет описан ниже.
Погода удивительно теплая, ветра нет, температура около 0, даже на высоте 4600 м (ФОТО 05), идет снег крупными хлопьями, и сквозь тонкий слой облаков буквально жарит солнце.


Фото 05. Погода на 4600 м 6 мая

На 4800 находим готовые места для палаток и в течение примерно часа (с 12 до 13 ч) строим мощные стнеки высотой с палатку - отличная активная акклиматизация (ФОТО 06).


Фото 06. Установка палатки на 4800 м

За 2,5 часа возвращаемся в хижину.
Аня Тихомирова не ходила на выход из-за простуды.

7 мая

В 0:30 сильный мороз, звездное небо, яркая почти полная луна без дымки, ни облачка. Подъем, сборы-завтрак, и выход в 2:50.


Фото 07. Эльбрус в 0:30 ночи 7 мая в лунном свете

Увы, в 3 утра у западной вершины появилось облачко-"перо". Но попытаться надо. Далеко внизу лежит облачное море (ФОТО 08).


Фото 08. Вид в 5:30 с высоты около 4500 м

В 10 утра дошли до высоты 5300 м (самый верх скал Ленца, выход на предвершинный снежный взлет). В это время на Эльбрус село облако-"перо", которое начало увеличиваться и опускаться. Было принято решение поворачивать назад. Через час задул сильный ветер, видимость упала до 30-50 м, в общем началась сильная непогода. В это время мы уже собрали палатку на 4800 и побежали дальше вниз.


Фото 09. Вид в 7:43 с высоты около 4850 м на восточную вершину


Фото 10. Вид в 10:27 с высоты около 5300 м на восточную вершину

Вернулись в 13:30. Далее приводим описание пути подъема на восточную вершину Эльбруса с севера.

Описание подъема на восточную вершину Эльбруса с севера

Описание проще привести в виде схемы (ФОТО 11, 12). Движение от хижин до начала скал Ленца обязательно в связках! Есть трещины.


Фото 11. Путь подъема на восточную вершину Эльбруса с севера


Фото 12. Путь подъема на восточную вершину Эльбруса с севера. Вид с хижины Олейникова

На 5300 ходили 7 чел.: Быстрова, Голубев, Звягинцев, Савостин, Суслов, Татаринова, Фролов.

8 мая

По пути подъема спускаемся на нижний Аэродром, забираем палатки на посту МЧС и спускаемся далее в Джилысу. Через Кызылкол есть подвесной мостик в начале каньона (ФОТО 13).


Фото 13. Район нижнего 'Аэродрома'

9 мая

По договоренности с Николаем Олейниковым, уезжают в Кисловодск: Абросимова, Быстрова, Савостин, Татаринова, Тихомирова, Фролов, Хоркин.
Голубев, Звягинцев, Суслов, Устинова - ходим в радиалку на перевал Нартджол в хребте Ташлысырт.

Выходим в 7 утра. По дороге выходим к кошу у нарзана (ФОТО 13). Далее продолжаем идти по тропе левого берега Кызылкола. Через некоторе время появляется старая геологическая дорога, поднмающаяся от русла высоко на левый борт долины, обходя прижимы. Через эти прижимы есть более низкая тропа, по ней и идем. Подходим к старой штольне, из-под земли бьет нарзан, обустроена ванна. Здесь переходим по камням на правый берег, дорога продолжается там. Затем пропадает, идем по руслу то слева, то справа от воды (вода не большая, ледники еще не тают). Местами еще не растаяла зимняя наледь. Берега часто обрывистые. Сомневаемся, что можно пройти здесь на пер. Бурунташ летом - видимо единственный путь по плато Ирахиксырт с бродом Кызылкола...

По крутому травнистому склону выходим на более пологий тр.-ос. склон и траверсом влево-вверх поднмаемся под пер. Нартджол (ФОТО 14).


Фото 14. Участок хребта Ташлысырт

Подъем на перевал от Джилысу занял 5 часов "грязного" времени налегке. На вершину Ташлысырт не пошли - гребень заснежен, местами скалы непонятной сложности, да и времени оставалось немного. Спуск обратно по пути подъема - 3 часа.


Фото 15. Слева склоны плато Ирахиксырт, справа Хребет Ташлысырт

Фото 16. Нерастаявшие замерзшие зимой выходы грунтовых вод. Долина Кызылкол

Фото 17. Долина Кызылкол

Фото 18. Нерастаявшие замерзшие зимой выходы грунтовых вод. Долина Кызылкол

Фото 19. Гребень с красной осыпью недалеко от пер. Нартджол

Фото 20. Эльбрус с пер. Нартджол

Фото 21. Вид с пер. Нартджол на север

10 мая

По дороге правого борта Малки спускаемся в ее каньон и поднимаемся в район горы Тузлук, откуда до Кисловодска нас забирает машина.


На главную